Это мои ранние лирические опыты. Сейчас я с печальной улыбкой смотрю на некоторые свои стихи тех легкомысленных лет, когда я ещё не знал многих вещей, составляющих наше существование. И резкости, горечи в моих стихах было меньше, а страдания и надрыва больше. Я не считаю это признак незрелости таланта. Нельзя всё познать сразу, не пройдя сквозь пену жизни. Ещё кто-то может усмотреть в этой ранней лирике угождение бабам и бабскому началу в человеке. На самом деле всё это не про баб, а про свои переживания, бабы же здесь выбраны как лирический повод, на фоне которого выступает контекст душевной работы. Конечно тут ещё не всё совершенно в смысле поэтической техники. Я это знаю. Но в этих ранних стихах сохраняется что-то такое, чего я до сих пор боюсь потерять. Я не стыжусь за них. Во всяком случае это настоящая поэзия, в отличие от 99% той, что сейчас называется таким словом, но по своему содержанию является просто мусором типа Сорокина и прочей, как я считаю рвани. Я тут помещаю не все стихи которые у меня накопились, а только выдающиеся в плане моего творческого роста и искренности переживания. По просьбам читателей я может выложу ещё что-то. К некоторым стихам приложены краткие объяснения, для лучшего понимания текста.
* * * Рваный ветер и дождь по лицу моему
полоснули И всё гуще сады, и холодное пламя заката И всё гуще сады, где с тобою мы вместе
бродили Золотое руно облетело осеннего сада (Это из очень ранних моих стихов, года не помню. В некотором смысле это был стих пророческий, я только потом прочувствовал всё то, что в нём содержалось. С поэтами иногда такое бывает, что они предсказывают свою судьбу, но никто им не верит. Я тогда вот тоже не поверил своей музе, и это была моя жизненная трагедия.) * * * ПИЦУНДА (эпиграф) Влагой чистой искрометной Державин Что мне горе? Что мне горе? Тут ещё такие дали, Ходят разные красотки, Ну а если вдруг дождливо, Не печальтесь, не рыдайте Ну а если вдруг взгрустнётся (Это шуточное стихотворение про отдых в Пицунде. На самом деле там было дождливо, пива не было, а бабы были такие мерзкие, что отворотясь не наглядишься. Но я считаю во всех условиях надо сохранять здоровый оптимизм, который такими стихами я поддерживал в товарищах. Я тогда много написал, но сохранился только этот и ещё один, неприличный, и я его печатать не буду. Не потому что боюсь каких-то слов, я считаю это нормальные мужские слова, которые имеют право на существование в литературе, если следовать методу здорового реализма. Но у меня это всё-таки ранняя поэзия, в которой я каких-то вещей себе не позволял, и попытки их покорить у меня сейчас вызывают только дружескую иронию к собственной молодой личности. Так что не просите не будет ничего такого. Бабам особенно не стараться, они на пахабное самые смаковательницы, раньше-то я за чистую воду принимал какие-то их визги по поводу мата там и всего, а потом жизнь мне на всё открыла глаза, чего и вам желаю.)
* * * Благослови меня на всё, (Это про некоторые серьёзные обстоятельства в которые я тогда попал и чуть не сел по молодости и по глупости. Бог миловал.) * * * ПРОЩАНИЕ Мне лучше жить без хлеба и без крова, Вопрос не прост, но жизнь его рассудит, Оставь меня в прощании без слова, И если ты придёшь ко мне холодной ночью, (Тут я думаю для мыслящего человека всё понятно. Эти жизненные трагедии с бабами каждый переживал.)
* * * Если крепки руки, сёдла, Как прекрасны ноги, бёдра, Ты стрелой своей волшебной Как мне жить на свете белом? (Я в ту пору очень много ей всякого написал, потом просил её вернуть мне мои стихи, но она мне всё обещала и так ничего не сделала, не вернула. Думмаю она их потом раздавала своим любовникам для смеха, которые её имели во все места, а потом кинули как шавку. Я потом много об этой Свете слышал. Не хочу просто поднимать всю эту грязь, а стихотворение привожу ради того, что оно не про бабу, а про лирический образ вечной соблазнительницы.) * * * Порвав устами грязь земную Ты говоришь, что ты свободна А мой корабль уже в затоне (ей же. Я тогда уже всё про неё понял, и про себя тоже начал понимать какие-то важные вещи. Конечно, сейчас тут может показаться, что есть какие-то преувеличения и старообразные выражения пушкинской поры. Но я считаю каждый поэт должен пройти через Пушкина. Это лучшая и самая крепкая школа для молодого бойца поэтического фронта, чтобы он держал своё перо прямо, а не гнул его в направлении ветра.) * * * Не трожь! (Это пример так называемого поэтического ругательства. Написано было в состоянии полного отчаяния и душевной смуты, не разбирая слов и выражений. Но очень искренне и от души. Слово бабло здесь обозначает не «деньги» - а бабу в оскорбительном смысле.)
* * * Наши деды и отцы 1987 (Это было написано ещё в те времена, когда многие ничего не понимали. Я уже всё понимал, у меня этих шор на глазах никогда не было. Я считаю надо с горечью и честно смотреть на свою историю, на своих отцов и детей, и видеть, какие они есть на самом деле. Хотя конечнов прошлом было много и хорошего, но это не получило в вышеописанном стихотворении адекватного восприятия. Сейчас я бы уже так не написал, но в ту пору такая поэзия была нужна, потому что она была как лекарство. Я тогда его конечно нигде не распространял, кроме ближайших друзей, но они были буквально потрясены. Пётр Абрамович хотя и по жизни человек достаточно уважаемый, а после этого полгода мне не звонил. Сейчас об этом некоторые со смехуёчками прикалываются, а тогда всё было серьёзно, то есть можно было попасть. Гражданское мужество тоже надо проявлять не когда жопа в тепле, извините, а когда жизнь серьёзно возьмёт за одно место как Анну Андреевну Ахматову или Бориса Леонидовича Пастернака.) * * * ВЕЩИЙ СОН Больше нет ничего, темнота перед нами, Что случилось? Что сталось? Погибнет
Россия? 1988 (Этот сон мне и в самом деле приснился, что Кремль пуст, и пыль, и красное знамя обвисло. Видимо, я тогда что-то предчувствовал. Это стихотворение публикуется впервые, я его не показывал никому. Даже самым близким друзьям. Не потому что боялся каких-то неприятностей а потому, что чувствовал их неготовность принять такое. Теперь публикую, потому что оно не утеряло своей актуальности как и поэтической силы.)
ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ
Я вернулся домой. Я стою на пороге.
(Тогда я думал, что это будет моё последнее в жизни стихотворение. Так и получилось на много лет вперёд. Жизнь закрутила меня, бросая в разные переделки, из которых не всякому дано выбраться без жестоких моральных потерь. Но, однако, я не отказался от культуры и поэзии, а сумел переосмыслить свой жизненный опыт, подняв его на высоту натсоящей жизни. Теперь, когда я перелистываю эту пожелтевшую тетрадку со своими ранними опытами, то чувствую что мне не стыдно ни за одно слово в них. Пусть не совершенная, но там была своя боль и своя правда.)
|